Как выбрать ролики?

 

Роликовые коньки - как выбрать

Вы решили купить себе роликовые коньки?

Естественный вопрос, который возникает при покупке любой вещи, это "Зачем вам это нужно?" . Я уверен, что у вас уже есть свой стимул для того, чтобы начать кататься, и теперь нужно, чтобы продавец в магазине, понял, что вам требуется, и помог выбрать "ту самую" , вашу модель. Начнем с самого начала...

Стиль катания, ...или для чего предназначены ролики! ... новички, отдых, спорт, трюки, скорость, хоккей.

На Вашу естественную реакцию "А что Вы можете предложить?" молодой человек за прилавком выдаст заученное: "Ролики для отдыха, для фитнеса (т.е. для занятий спортом и поддержания физической формы), для игры в хоккей, для скоростного катания и для агрессива (т.е. сложного трюкового и зачастую акробатического катания)". Пока хорошо, но вот когда Вы попытаетесь выяснить в деталях, чем же они отличаются, тут-то и начнутся расплывчатые ответы и невнятное бубнение себе под нос одного и того же! Привожу в пример вопрос, которым можно поставить в тупик 95% продавцов: "Почему в роликах для отдыха я должен кататься на жестких (менее комфортабельных) колесах и прикладывать больше усилий для прокручивания медленных подшипников, в то время как на спортивных моделях можно добиться этих же результатов, прикладывая значительно меньше усилий???" Загвоздка этого вопроса в толковании стиля, основанном на дословном переводе английского названия из каталогов производителей на русский язык, что на самом деле некорректно отражает его сущность.

В связи с выше приведенной проблемой я и начну с различий между стилями катания :

RECREATION (отдых) - на самом деле роликовые коньки этой категории предназначены для начинающих, людей, пока еще не предъявляющих высоких требований к маневренности и скорости. Это позволяет производителям сделать ролики для отдыха самыми доступными по цене. Сюда ставятся небыстрые подшипники, что позволяет облегчить контроль над кручением колес.

FITNESS (спорт) - это как раз и есть ролики для активного отдыха, предназначенные для людей с повышенными требованиями к скорости и маневренности. Ведь, согласитесь, для большинства людей спорт и есть отдых! Модельный ряд фитнеса отличается от рекриэйшена применением более высоких технологий для увеличения скорости, комфорта во время езды, легкости и в тоже время прочности конструкции. Человек, овладевший техникой езды на фитнесах, всегда может порадовать глаз прохожих какими-нибудь эффектными трюками или отточенной техникой езды. Хотите танцевать, красоваться и путешествовать на роликах - фитнес для Вас!

AGGRESSIVE (сложный трюковой стиль) - не удивляйтесь, если в коробке с агрессивными роликами Вы найдете бирочку с надписью "...приобретение данных роликов подразумевает наличие продвинутых навыков катания". Максимальная устойчивость, "неубиваемость" конструкции и маневренность этих роликов предназначены для прыжков с трамплинов, скольжения по перилам, съезда на полной скорости по ступенькам лестницы и прочим эффектным трюкам. В жертву агрессивные ролики приносят скорость и удобство перемещения на дальние дистанции, и одним из самых частых обидных утверждений, бросаемых в адрес агрессивщиков, является то, что они медленно ездят. Это не всегда так, ведь скорость зависит не только от быстрых колес, но и от опыта и тренированных ног.

HOCKEY (хоккейные) - интересная попытка производителей совмещения скорости фитнесовых коньков и устойчивости агрессивных. Основные отличия от других роликов заключаются в строении колеса, и это, пожалуй, действительно одно из самых удачных решений в плане универсальности, т.е. быстрее, чем агрессивные колеса, и более устойчивые и ударопрочные, чем фитнесы. Хотя, надо заметить, что свойства хоккейных колес не приближаются близко к лучшим показателям ни по одному из этих критериев. Для увеличения маневренности ботинки хоккейных роликов делаются жесткими, что отрицательно сказывается на комфорте катания "за рамками игры в хоккей".

RACE (скоростные) - ролики, попадающие под эту категорию, значительно менее универсальны по сравнению с вышеперечисленными направлениями и, пожалуй, самые дорогие. На скоростные, как правило, ставится рама, рассчитанная на пять колес, что позволяет сильнее отталкиваться, быстрее набирать скорость и устойчивее себя чувствовать на очень высоких скоростях. Здесь все детали конструкции настроены на достижение максимальной скорости, за счет чего проявляются большие минусы в возможностях их альтернативного использования. Например, максимально облегченная конструкция - низкая ударопрочность, длинная рама с колесами - слабая маневренность в поворотах. Эти ролики предназначены исключительно для высоких скоростей на прямых участках дороги и скоростного спуска с гор.

К еще более экзотичным и раритетным моделям относятся ролики OFF ROAD (внедорожники). Эти модели уверенно себя чувствуют "за пределами асфальта", а именно на утоптанных тропинках, плотной почве и даже на некоторых видах травяного покрытия. Но не обольщайтесь, по грязи, песку и гравию они все равно не пройдут. Да и на асфальте они ведут себя неважно. Пик моды на внедорожники пришелся на 1998-й год, и покупали их в основном для того, чтобы выделиться из толпы.

И под занавес разговора о предназначении роликов стоит упомянуть KIDS (детские) ролики. В этой категории конкуренция между производителями роликовых коньков разворачивается в способах адаптации ботинка к быстро растущей ноге ребенка. Родители, будьте спокойны, кататься в этих роликах ребенку будет безопаснее, чем в каких либо других!

Традиционно, российские роллеры разбились на два идеологических лагеря - это фитнесы и агрессивы. Причем к фитнесам относят всю массу обладателей роликов рекриэйшен и немногочисленных "пятиколесников"-скоростников. И напоследок, совсем упрощая картину, задайте себе вопрос, что Вам больше хотелось бы - кататься по дорожкам, паркам, улицам и быть мобильным или "тусоваться" на одном месте, периодически вставая со скамейки для оттачивания прыжков и прочих эффектных фишек. Если первое хотя бы чуть-чуть перевешивает, то Вы фитнес, если же второе, то Вы агрессив.

Не забудьте еще одну вещь! Если Вы человек спортивный, обладаете навыками фигурного катания, хоккея на льду, катания на горных лыжах, или просто увлекающийся и эмоциональный человек, то сильно задумайтесь перед покупкой роликов для "отдыха", потому что Вы очень быстро перешагнете планку "новичка" - и захочется большего. В этом случае советую сразу присматриваться к качественным фитнесам.

Выбор роликов

Выбор ДИЗАЙНА и ЦВЕТА зависят полностью от вас, и единственное, что здесь можно посоветовать, так это мысленно представьте себя в этих роликах и одежде, в которой вы предполагаете кататься. Сочетаются? Тогда порядок! Кстати, если вас устраивает дизайн, но не подходит цвет, то стоит спросить продавца о наличии других расцветок - как правило, одна и та же модель выпускается в нескольких цветовых исполнениях.

Теперь давайте посмотрим сам ролик. Взятый вами со стенда конек, наверняка, будет относиться к одной из следующих трех категорий:

ЖЕСТКИЙ БОТИНОК. До недавнего времени это была самая распространенная конструкция: прочная внешняя пластиковая оболочка, в которую вставляется мягкий сапожок. Ведущие производители роликовых коньков на сегодняшний день достигли практически совершенства при создании роликов этой, ставшей сегодня классической, конструкции.

Характерные плюсы: отличная боковая поддержка ступни, неплохая вентиляция (у роликов для фитнеса и отдыха), ударопрочность и стойкость к истиранию внешнего ботинка, возможность стирки сапожка. В некоторых моделях предусмотрена возможность непродолжительной ходьбы прямо во внутреннем сапожке. Это удобно там, где запрещено кататься на роликах (например в метро).

Минусы: относительная тяжесть конструкции, в некоторых случаях пластик внешнего ботинка может давить на ногу.

МЯГКИЙ БОТИНОК (Soft-Boot). В мире роликовых коньков несколько лет назад наметилась тенденция перехода от жесткого ботинка к мягкому, т.е. вместо двойной конструкции из пластика и мягкого внутреннего сапожка, ролики получили несъемный ботинок из прочной ткани, кожи или ее заменителей. Боковая поддержка в таких роликах может обеспечивается как внешней пластмассовой силовой манжетой, так и внутренними элементами жесткости из пластика. Технология создания таких конструкций и отработка их нюансов постоянно находится в стадии совершенствования и на сегодняшний день встречаются модели, отвечающие самым высоким требованиям профессиональных роллеров.

Характерные плюсы: стильно выглядящая легкая конструкция, повышенный внутренний комфорт, отличная вентиляция.

Минусы: сложность в чистке (стирке) роликов, в некоторых случаях отмечается недостаточная боковая поддержка ступни.

ГИБРИДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ: Жесткий внешний полуоткрытый и стойкий к истиранию пластиковый башмак переменной жесткости и комфортный внутренний сапожок. По мнению создателей такая конструкция должна сочетать в себе как плюсы традиционной конструкции: отличную боковую поддержку, стойкость к ударам, возможность чистки (или стирки) внутреннего сапожка; так и достоинства роликов с мягким ботинком: полуоткрытая конструкция обеспечивает хорошую вентиляцию и выглядит привлекательно.

РОЛИКИ СО СЪЕМНОЙ РАМОЙ. Обычно выполняются в виде высокого жесткого кроссовка с элементами крепления рамы в подошве.

Плюсы: можно снимать раму с колесами и при необходимости ходить как в обычных кроссовках.

Минусы: конструкция крепежа рамы к подошве снижает общую надежность, для некоторых роллеров боковая поддержка бывает недостаточной, сами кроссовки все-таки жестковаты для ходьбы, цена бывает неоправданно завышена.

Перед тем, как примерить ботинок, обратите внимание на очень важные "мелочи":

КЛИПСЫ или ШНУРКИ. Обычно ролики имеют одну клипсу в верхней части силовой манжеты, а вот подъем ступни могут закреплять как 1-2 дополнительные клипсы, так и шнурки.

Клипса - механическая застежка-зажимы с рычажком. Единственным преимуществом клипсы перед шнурками является скорость и удобство их застегивания. На некоторые ролики ставятся клипсы с "памятью" - один раз отрегулировал усилие зажима и потом можно просто застегивать без подгонки застежек вновь. Об этом этом нужно распросить продавца роликов.

Шнуровка, в отличие от клипсы, намного равномернее затягивает ботинок, что намного повышает комфорт. Шнуровка сама по себе надежнее клипс, именно поэтому ролики для агрессива делаются только со шнуровкой.

ВЕНТИЛЯЦИЯ. Это самый сложный вопрос при выборе роликов. Просто посмотрев на ролики, очень сложно сказать насколько приличную вентиляцию они имеют. Ведь скажем, наличие отверстий в пластмассовом ботинке вентиляцию не гарантирует - материал внутреннего сапожка может оказаться излишне плотным, или отверстия в нем могут быть неудачно расположены для хорошего обдува. Поэтому нужно обратить внимание на вид ткани в передней части внутреннего сапожка или ролика типа Soft-Boot . Ткань в вентилируемых частях ботинка должна иметь сетчатую структуру. Но самое оптимальное в решении это задачи - это узнать о свойствах понравившейся модели у ее обладателей.

Взвесив все за и против, можно приступать к примерке роликов. Нога в ботинке ролика должна чувствовать себя комфортно, на жаре и в движении нога немного распаривается, поэтому при примерке пальцы ног не должны упираться в носок ботинка. Особенно тщательно нужно примерять мягкие ролики Soft-boot - ботинок должен четко сидеть на ноге. Попросите продавца показать, как правильно застегиваются ролики, потому что иногда сразу не удается сообразить, куда вставляется "эта непонятная клипса", что должно быть сверху и что заправляется внутрь. Вне зависимости от типа застежки (клипсы или шнурки) ботинок в роликах следует затягивать достаточно плотно, но так, чтобы он не сдавливал ногу. При покупке роликов для агрессива ботинок должен быть обязательно на полразмера-размер больше обычного - при приземлениях ступню немного "плющит", поэтому спереди должно быть свободное место.

Чтобы оценить БОКОВУЮ ПОДДЕРЖКУ роликов, надо встать на одну ногу и всем весом нажать на внешнюю (или внутреннюю) сторону ботинка ролика, т.е. попытаться "завалить" ролик в сторону. Чем сильнее сопротивление ботинка ролика - тем проще будет маневрировать на больших скоростях и исполнять технически сложные трюки. Если удается сильно "завалить" ролик вовнутрь или наружу, то это значит что боковая поддержка этой модели для вас недостаточна и нужно попробовать другие ролики.

Это общие принципы подбора роликов.

Если вы выбираете ролики для агрессива, имейте в виду - их конструкция весьма специфична. Поэтому для того, чтобы сделать правильный выбор, лучше прочитать еще и статью "Выбор агрессивных роликов"

Особенности конструкции и выбор агрессивных роликов

Современные ролики для агрессива - высокотехнологичные и продуманные изделия, в большинстве случаев они проектируются с учетом мнения про-райдеров, которых имеет каждая приличная фирма. Но ведь сколько фирм - столько подходов к делу, столько и концепций в изготовлении.

Агрессивные коньки - всегда очень прочный и жесткий ботинок, как правило - сплошного литья, без отверстий для вентиляции (есть очень редкие исключения); агрессивные модели всегда имеют только шнуровку, дополненную одной клипсой в верхней части ботинка. Шнуровка позволяет равномерно затянуть пластиковый ботинок не перетягивая его в каком-то одном месте; во многих моделях свою отдельную шнуровку имеет и внутренний сапожок. Шнурки сами по себе вообще намного надежнее клипс - они никогда не расстегнутся "вдруг", и не отпадут в самый неподходящий момент.

В пластмассовом ботинке находится внутренний сапожок (валенок). В хороших коньках внутренняя поверхность сапожка анатомически спрофилирована под ступню и делается с функцией запоминания формы ноги; самые приличные модели роликов имеют антишоковые (противоударные) вставки в подошве или антишоковые подпятники - уж поверьте, - всё это намного облегчает жизнь и прилично уменьшает отдачу от ударов.

В последнее время развитие конструкции агресивных коньков подошло к одному принципу - самые изнашиваемые части делаются съемными, а значит можно намного продлять жизнь любимым роллам. Это - определённый плюс! Принципы построения коньков у каждой фирмы свои, но прослеживаются 2 общих подхода к их реализации:

- быстрозаменяемая рама объединена с соулплэйтом.

- съемная рама выполняется отдельной деталью, а соулплэйт делается в виде прочных к истиранию скользких накладок из пластика на нижнюю часть ботинка. Заменять отдельно можно и раму, и накладки.

При выборе агрессивных коньков стоит в первую очередь оценивать основные части роликов, от наличия и вида которых зависит удобство выполнения фишек. Внешний вид - дело тоже не последнее, но в агрессиве главное совсем не это.

Я советую обратить внимание на самые важные части коньков:

SOUL-PLATE (соулплейт) - так называется наружняя часть подошвы ботинка, он должен быть широким (чем шире - тем лучше) и ровным. Материал этой части ролика должен быть очень прочным и иметь хорошее скольжение для езды по перилам. Если рама или накладки на soul-plate крепятся снаружи, то нужно убедиться, что все крепежные винты глубоко утоплены в толще soulplate.

NEGATIVE (негатив) - внутренняя часть подошвы ботинка; она тоже должна быть гладкой. В некоторых странах внутреннюю часть подошвы конька называют DEMON .

В центре рамы настоящих коньков для агрессива должна быть вставка-усилитель - Central Grind Post , она упрочняет середину рамы. Обычно она делается из твердого скользкого пластика, но встречаются и дюралевые вставки. На некоторых псевдо-агрессивных роликах (коньках стиля Urban ) такой вставки может не быть. Без такой вставки рама, особенно после катания на гранях может запросто сломаться пополам.

На раме есть усиливающие её в середине накладки и вставки:

GRINDPLATE (грайнд-плэйт) - боковая накладка на раме, усиливает её в центральной части; изготавливается из твердых пластиков или металла. Эту пластину крепят на раму сбоку, на внутренней её стороне.

Некоторые фирмы "утапливают" grind-plate в толщине рамы - такой вариант предпочтителен, поскольку такой grind-plate не отнимает ширину у и так обычно неширокого Negativ'а. По этой же причине в последнее время некоторые производители вообще не ставят grind-plate.

Само по себе наличие Grind-plate совсем не обязательно. На перилах рама почти не стачивается, но если вы облюбовали грани, то лучше подыскать металлический grind-plate - это намного продлит жизнь раме.

Во многих моделях есть съемная боковая накладка на ботинок - backslide-plate (бэкслайдплэйт). Накладка делается более скользкой,чем пластик ботинка, и это облегчает выполнение некоторых фишек, когда труба лежит на раме и на внешней части ботинка: farvengnugen, suislide, backslide и других.

Оси колес закрепляются в раме через металлические шайбы-эксцентрики. Такая конструкция позволяет настроить ролики под себя: изменяя положение экцентриков в раме можно опускать-поднимать колеса - т.е. делать рокеринг, можно изменять расстояние между ними. Несмотря на небольшую, казалось бы, величину смещения оси - обычно в пределах 4мм в обе стороны - ощущения от изменения положения осей на самом деле очень приличные.

Колеса для агрессива отличаются от остальных колес для роликов - ведь на них приходятся значительно более высокие нагрузки: у них цельная ступица, диаметр от 53 до 61 мм и твердость от 88А до 92А .

Небольшие колеса 53-56 мм с плоским профилем удобны в стрите. Большие колеса 56-61 мм с полукруглым профилем удобнее в рампе - на них проще разгоняться.

Для большего удобства катания в стрите на место 2-го и 3-го колёс ставят очень маленькие и твёрдые - 47ммх50R колёсики. - таким образом в середине рамы получается очень много места, и ничто не мешает скользить на перилах. Для такого же эффекта можно с помощью эксцентриков сделать антирокер - поднять 2 средних колеса. Быстро ездить при такой постановке колес не получается, и маневренность не очень, но для перил постановка колес в антирокер - самое ОНО!

In-line aggressive - это катание в стилях Street и Vert - стилях насколько по своему зрелищных, настолько и разных, а значит предъявляющих свои особенные требования к конькам.

Ещё 3-4 года назад было достаточно чёткое разделение коньков на стритовые и рамповые. На коньки с рамповой специализацией ставилась более жёсткая и длинная металлическая рама; в неё можно было поставить большие (до 70 мм !) колеса - всё это для получения максимального разгона в рампе. Примеры такого подхода в недавнем прошлом: "ROCES-LOWRIDER", "K2-SOULSLIDE" .

Сейчас такое жёсткое разделение конструкций на рамповые и стритовые исчезло - очень сильно изменились стиль и техника катания в рампе: на смену чистой акробатике в рампу пришли элементы стрита - грайнды по coping'у (coping - труба идущая по краю стола рампы). Поэтому деление на рамповые и стритовые в принципе хоть и осталось, но стало достаточно условно.

Модели с "рамповой" специализацией имеют более высокий ботинок, за счет чего обеспечивается лучшая боковая поддержка голеностопа и устойчивость; имеют в комплекте силовой ремень powerstrap, закрепляющий подьем ноги. И их стараются делать полегче весом.

Модели для Sreet пониже, голеностоп в них менее закрепощён, у них всегда очень развитый soul-plate .

Зачастую производители делают для стрита и рампы коньки на базе одной модели, немного изменяя конструкцию и отображая это в названиях:

К примеру "OXYGEN-AR-STOCK" - "LOW TOP" и "HI TOP" - соответственно для стрита и для рампы. "Что называется - найдите 8 отличий!"

Но это всё "в теории" - а проза жизни такова: очень редко кто имеет 2 пары коньков - чтобы и для стрита и для рампы; обычно покупается "стритовая" модель, а в рампе лишь немного сильнее обычного затягиваются шнурки и клипса...

Выбор роликов вообще непростое занятие, а агрессивных - тем более... Ведь кроме желания возможности бывают ограничены массой причин, в том числе и кошельком. Но одно можно сказать наверняка - самое оптимальное для удачного выбора - это взять и попробовать побольше разных коньков разных фирм - ТОЛЬКО ЭТО позволит выбрать для себя наиболее подходящие: ведь порой за внешним сходством в роликах кроятся радикальные различия в ощущениях от разных моделей.

Мой совет: не стоит слишком засматриваться на амуницию опытнейших про-райдеров - совсем не обязательно, что коньки в которых ОНИ творят чудеса подойдут и вам!!!!!

Рамы

Спросите кого угодно: где проходит граница между роликами и обычными ботинками. Ответ известен любому: "... Только при наличии рамы и колес, просто ботинки превращаются в ролики."

Рама (frame): основная часть роликов: к раме крепится ботинок, на ней установлены колеса. Разные стили езды и области применения роликов предъявляют различные требования к конструкциям этой важной детали: рамы делаются различной формы, размеров и из разных материалов.

К примеру:

Рамы средней высоты и длины для фитнеса. Такие рамы предусматривают установку колес от 74 до 80 мм диаметром.

Хоккей - укороченная рама должна быть максимально жесткой и прочной. Хоккейные рамы рассчитаны на установку колес диаметром от 70 до 76мм .

Для агрессива необходимы низкие прочные рамы - под колеса небольшого диаметра (до 61мм ). Этим достигается устойчивость и безопасность при высоких прыжках.

Для скоростного катания и даунхилла нужны длинные рамы на пять колес. Такие рамы рассчитаны на узкопрофильные гоночные колеса 80-82 мм .

Высокие рамы с амортизаторами для внедорожных роликов. Такие ролики - достаточно экзотичны и, как правило, для каждой конкретной модели разрабатываются свои колеса.

Существует несколько материалов для изготовления рам:

* Металлические.

Рамы из алюминиевых сплавов ( Alloy Mg/Si ): эти рамы легкие и очень жесткие, они наиболее полно без потерь на изгиб рамы передают энергию толчка. Поэтому такие рамы ставятся на топовые модели роликов для фитнеса, хоккея, на тренировочные и гоночные спортивные коньки. Ролики с алюминиевой рамой обычно стоят несколько дороже и на большинство людей это производит впечатление их престижности.

Хорошая алюминиевая рама- это не просто штамповка из П -образного профиля - это достаточно сложная пространственная максимально облегченная конструкция с элементами продольной и поперечной жесткости.

На некоторые модели ставятся рамы из титановых сплавов. Это достаточно дорогой материал, свойства рам из него близки к алюминиевым.

* Пластмассовые

Из нейлона, капрона и подобных материалов делаются литые пластиковые рамы: такие рамы ставятся на недорогие модели. На самых дешевых роликах рама в ущерб качеству зачастую делается из того же материала, что и ботинок.

Штампованные из полиамидных смол с углеволоконными наполнителями. О присутствии в раме упрочняющих добавок говорят надписи типа CARBON и другие.

Композитные рамы. Такие рамы изготавливают путем спекания под давлением и температурой пропитанных полимерными смолами "сэндвичей" из углеткани и стекловолокна. Штампованные полиамидные рамы в сравнении с алюминиевыми имеют лучшие ударопоглощающие свойства. По своим свойствам - жесткости, сопротивлению на кручение и прочности такие рамы могут превосходить алюминиевые, поэтому их ставят в основном только на топовые модели роликов соответствующего для них качества.

Теперь немного о ДЛИНЕ , ВЫСОТЕ и РАЗМЕЩЕНИИ рамы. Чем длиннее рама, тем более устойчивы ролики на высоких скоростях, а чем короче рама, тем выше маневренность. Для любителей катания по городу с высокой скоростью лучше обратить внимание на ролики с рамами покороче, но с обязательной возможностью установки самых больших по диаметру колес (до 80 мм ). В этом случае колеса обеспечат высокую скорость, а не слишком длинная рама облегчит маневрирование на улице между людьми на большой скорости.

При сдвинутой вперед раме (переднее колесо сильнее выступает за носок ботинка) увеличивается мощность отталкивания. Для получения устойчивости на больших скоростях можно сместить раму назад (заднее колесо будет сильнее выступать из-под пятки).

На продвинутых моделях роликов для фитнеса и хоккея положение рамы на ботинке можно немного изменять как в продольной оси (вперед-назад), так и в поперечном (вбок) направлении. Таким образом коньки можно настроить конкретно под себя, под свою манеру езды, а это немаловажное удобство.

И пожалуй, последнее из области оценки рамы. Лучше останавливать свой выбор на тех моделях, где подшипники не выступают из-под нижнего края рамы, т.е. не очень видны снаружи. Как показывает практика, чем ниже расположен нижний край рамы, тем меньше вероятность попадания на подшипники песка и грязи.

Колеса

Что ж, весьма нужный причиндал коньков - ведь без колёс вообще нельзя ехать.

Роликовое колесо состоит из двух неразъёмных частей - ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с дорогой.

Ступица - жёсткая "сердцевина" колеса, именно в неё и вставляются подшипники; материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки - она не должна деформироваться от нагрузок при езде. Обычный материал ступицы - нейлоновый термопластик, но иногда встречаются и композитные углепластики. Металлы для ступиц используются крайне редко - только в узкоспециализированных колёсах (гоночных).

Ступица колеса для фитнеса большая по размеру и делается со спицами. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, ступицы специально рассчитываются, ведь ступица должна обладать массой свойств:

Ступица колеса для агрессива маленького диаметра и делается сплошной, это делает её необычайно устойчивой к ударным нагрузкам.

Колеса для роликов имеют две основные характеристики: диаметр и твердость . Новые колёса при прочих равных параметрах могут отличаться профилем. Он может быть:

Колесо с узким профилем имеет очень маленькое пятно контакта с дорогой и соответственно небольшое трение качения.

Твёрдость обозначается "индексом дюрометрии", это основной показатель характеристик колеса, на колёсах этот показатель обозначается двузначным числом: от 75А до 93А - чем больше это число, тем колесо жестче. Буква А просто указывает на то, какая шкала употребляется (шкала А ).

Колёса с большой жесткостью (больше 80А ) - для большей скорости, они намного износоустойчивей, но вместе с тем на неровном покрытии сильнее передают вибрации на ноги, что на плохом асфальте причиняет большое неудобство.

Колёса помягче ( 75А - 78А ) лучше обеспечивают сцепление с дорогой, обладают большей маневренностью и сильнее смягчают вибрации, но и быстрее стачиваются.

Размер и материал колёс непосредственно связаны со стилем катания.

Для фитнеса используются колёса от 70 до 82 миллиметров. Как правило, на улице удобнее использовать колёса самого большого диаметра - конечно, насколько позволяет рама вашего конька. В помещении, где пространство ограничено, удобнее колёса немного меньшие. Покупать самые большие колёса имеет смысл ещё и потому, что большее колесо имеет и более долгий ресурс - колеса изнашиваются неравномерно: за 2-3 дня снимаются первые 3-4 мм колеса, а потом износ замедляется; поэтому если купить 80 мм , то реальный размер, который будет долго держаться - 76-77 мм .

В последнее время появились чудеса технологии: есть колеса с "двойной жесткостью" - внешняя, более твердая часть колеса обеспечивает долгий ресурс, а внутренняя, более мягкая - комфортность езды.

Жёсткость колёс для фитнеса - от 75А до 85А . Наиболее распространены колеса с жесткостью 78A - своеобразная "золотая середина" между сцеплением с дорогой, ресурсом и комфортом. Выбирая колеса нужно учитывать и свой вес, - для большого веса лучше взять колеса потверже. В среднем, человеку весом 70-75 кг при езде 2-3 раза в неделю комплекта колес хватает на сезон.

Для хоккея используются колёса от 70 до 76 мм , их отличает очень прочная ступица без спиц или ступица с толстыми спицами - жёсткость тут на первом месте.

Для агрессива . В street легче кататься на небольших колесах: 54-56 мм . C такими колесами удобнее скользить по перилам и сохранять устойчивость при прыжках. Для большего удобства катания по перилам есть специальные маленькие колесики и очень твердые - 47 мм/50R (это примерно в 2 раза твёрже, чем 100А ). Они ставятся в середину рамы - на место 2-го и 3-го колёс - в центре рамы получается много места. Для vert ставятся колеса диаметром побольше - 59-64 мм : на больших колесах разгон в рампе легче.

Подшипники - конструкция, особенности, возможности

В роликовых коньках, как и во всей скейтинг-индустрии используются радиальные прецизионные шарикоподшипники только очень хорошего качества. В прецизионных подшипниках шарики внутри равномерно распределены по окружности с помощью обоймы - сепаратора, этим обеспечиваются необходимые размерные параметры, а также выдерживается устойчивый тепловой режим, необходимый для нормальной работы подшипников.

На пылезащитных пластинках (пыльниках) наносится обозначение размера подшипника: число 608 , и за ним буквы:

Герметичные имеют резиновые прокладки под пыльниками, они закрывают зазоры подшипника от влаги, что существенно ЗАТРУДНЯЕТ их вращение. Герметичные имеет смысл ставить только в OUTDOOR -ных (внедорожных) роликах.

В роликовых коньках используются подшипники:

- разборные: пылезащитные пластинки таких подшипников закрепляются - C -образными стопорными кольцами, сняв которые можно получить доступ для обслуживания подшипника.

- неразборные: пылезащитные пластинки завальцованы в проточке внешней обоймы подшипника. Грамотно снять пыльники с таких подшипников без специального инструмента довольно сложно.

- китайские (на самом деле эти "подшипники" - сущий кошмар, и если вдруг в ваших роликах оказалось такое "подобие" подшипников, как можно быстрее замените их на настоящие, пока не пришло огорчение от роликов).

Подшипники изготавливаются с разной точностью . Поскольку скейтинг-индустрия зародилась и получила наибольшее распространение в Северной Америке, чаще всего встречаются подшипники, маркированные с обозначением класса точности по американскому стандарту ABEC (Annular Bearing Engineering Council - Совет производителей подшипников.) Подшипники ABEC-1 наиболее простые и недорогие, увеличение цифры говорит о более высоком классе очности.

Кстати - широко распространенное мнение, что подшипники высоких классов точности "нежные" и годятся только для спид-скейтинга по своей сути в корне неверно - ведь фактически в таких подшипниках " больше железа", а соответственно больше и ресурс.Подшипники высоких классов точностей стоят значительно дороже, - поэтому для агрессива не ставят подшипники класса выше чем ABEC5 : ведь какая разница, что плющить?? К примеру, подшипники ABEC3 в среднем стоят 30$ за 16 шт , а ABEC7 уже 85 .

Класс точности подшипников и их стоимость обуславливают область их применения:

Подшипники разных классов точностей имеют существенную разницу в цене, поэтому производители роликов в дорогие модели ставят подшипники высоких классов точности - ABEC5-7-9 , а в ролики подешевле - ABEC3 или 5 . Однако следует знать - нельзя определить, какого класса подшипник, просто крутанув колесо рукой - обычно это излюбленный трюк продавцов в магазине - ...вроде "ощутите разницу" - мол, если крутится долго, то это дорогой подшипник высокого класса точности, и человек на таких роллах просто пуляет!!! - а если крутится недолго, то низкого (что, конечно же, вообще недостойно внимания!).

Что можно сказать...

"Визуальная" лёгкость вращения зависит только от смазки, что заложена в подшипнике. Если в подшипниках пластичная смазка, то на стенде в магазине колесо будет вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным. Но одно дело, когда колесо вращается на весу, без нагрузки, и другое дело, когда они будут вращаться под вашим весом на асфальте - тут-то вся эта "магазинная разница" станет незаметна. К тому же ресурс подшипников на пластичной смазке несравнимо выше, да и в обслуживании они нуждаются не так часто. Ведь жидкая смазка частично испаряется, частично вытекает и если ничего не предпринимать, подшипники изнашиваются достаточно быстро.

На самом деле, особо "выдающейся разницы" в лёгкости вращения между подшипниками, скажем - ABEC3 и ABEC7 НЕТ!!!

Отчасти это раздутая производителями подшипников и рекламная возня по поводу панацеи для роллеров - "магических букв" ABEC , поддержаная производителями роликов, которые пишут на на раме коньков класс точности "штатных подшипников" - к примеру, у "ULTRAWEELS-SECTOR" на раме гордо красуется ABEC7 , "подчёркивая" этим правильность выбора и престижность модели. Тем самым внимание покупателя уводится от значительно более значимых для него на самом деле вещей: - гораздо важнее при выборе обращать внимание на другие качества роликов: тип ботинка, анатомическую совместимость, боковую поддержку, его удобство, вентиляцию...

Русские подшипники для роликовых коньков

На самом деле, лучшие подшипники изготавливаются в России, ими комплектуются многие модели известных Brand-ов ... Об этом - отдельная тема.

Соответствие классов точностей между ГОСТ и ABEC

класс точности 0 : нормальная - аналог ABEC1

класс точности 6 : повышенная - аналог ABEC3

класс точности 5 : высокая - аналог ABEC5

класс точности 4 : прецизионная - аналог ABEC7

Для тех, кто хочет проапгрейдить свои коньки; для тех, у кого родные подшипники уже убились - есть хорошая альтернатива - русские подшипники, сделанные на экспорт. Стоят они на порядок меньше импортных, при лучшем качестве изготовления, ведь сейчас большинство фирм - "Kryptonics", "Twincam", "Black hole" и другие, изготавливают свои подшипники в Китае... Хотя и предлагают свою продукцию за приличные деньги.

Итоги тестирования разных типов и видов подшипников.

Здесь отмечены замечания в ходе езды и тип заводской смазки.

-АВТОПРОМОВСКИЕ-

Классы точности у этих подшипов обозначаются по своему ОСТ и к ABEC отношения не имеют. Маркировка на пыльниках АПЗ или ДПЗ , нормальной точности, повышенной точности.

Отзыв: мягкое железо, большой зазор между крышкой и внутренней обоймой, в результате внутрь легко попадает грязь; ощутимый износ происходит за 2 недели интенсивной езды; заводская смазка - солидол

-ОБЩЕГО ПРИМЕНЕНИЯ-

Классы точности у этих подшипов обозначаются по своему ОСТ и к ABEC отношения не имеют. Надписей на пыльниках нет. Без класса точности, нормальной точности.

Отзыв: чуть получше автопропромовских; почему-то очень шумные; смазка - солидол; в ходе тестирования 1 штука рассыпалась напрочь - лопнул сепаратор

-ПРИБОРНЫЕ-

Классы точности этих подшипников соответствуют ГОСТ 'у и впрямую классифицируется по ABEC, DIN и другим стандартам.

нормальной точности ( ABEC1 )

вполне; смазка - литол

повышенной точности ( ABEC3 )

прилично; смазка - литол

повышенной, экспортные ( ABEC3 )

очень достойно; смазка - литол

высокой точности, экспортные ( ABEC5 )

не хуже аналогичных "Twincam" , лучше чем "Kriptonics" ; смазка - литиевая смазка BP , иногда паста LY-70 .

высокой точности, нерж. cталь ( ABEC5 )

все как у хорошего ABEC5 , но требует более частого обслуживания; смазка ФЕОЛ .

Защита - необходимость, ИЛИ ....

Поначалу у многих роллеров есть мнение, - главное купить ролики, ведь Самое Главное - восемь колес подо мной!! А всякие "аксессуары" вроде защиты могут и подождать. Разумеется, каждый может иметь СВОЕ мнение на этот уже достаточно избитый вопрос, Но... вот что интересно: в 100% случаев после пары впечатляющих(и не очень) падений, любой, даже очень самонадеянный человек начинает осознавать необходимость защитной экипировки. Так надо-ли терзать "свою шкуру"?? Ведь даже гладкий асфальт "шлифует" тело "от всей души" - и пара недель "пешеходства" обеспечена. А лето тем временем идет...

Защита. Какая же она бывает? Как правило, каждый производитель роликов попутно выпускает и комплекты защиты для каждого вида катания. Покупать "одноименный" с роликами комплект, или подобрать что-то от другого производителя - дело личного вкуса. Еще существуют фирмы, специализирующиеся на изготовлении аксессуаров для роликов и других экстремальных видов времяпрепровождения, например - "BONES", "CRASHPAD" и другие. Зачастую их владельцы - повзрослевшие экстремалы, и они точно знают, что и как нужно делать. Цена защиты от таких фирм больше обычной - но она того стоит. К примеру, щитки на голень "CRASHPAD" нагреваясь от тела принимают форму голени, гарантируя тем самым минимальные повреждения даже при сильном ударе. Каждая фирма в разработке экипировки идет своими путями, поэтому несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть защита каждой фирмы отличается в деталях и поэтому имеет разное качество. Со временем вы научитесь подбирать себе из множества представленных в магазинах комплектов защиты наиболее подходящие именно для вас элементы.

Комплект защитной экипировки выглядит так:

Защита для фитнеса

Агрессивная защита

Защита для агрессива выглядит несколько иначе: большие и очень прочные пластиковые чашки, толстый ударопоглощающий слой резины. Для рампы и стрита защита делается несколько разной. Для рампы наколенники и налокотники более объемные, перчатки с усиленной фиксацией запястья - все это должно предохранять от травм при падениях, порой с приличной высоты.

Комплект защиты для VERT :

Защита для STREET похожа на рамповую, но наколенники и налокотники немного потоньше и покороче, перчатки снизу имеют толстую износостойкую пластиковую накладку, пластины дя защиты запястий не столь мощные, как для рампы.

Комплект защиты для STREET :

Кроме традиционной, для STREET недавно была придумана защита с чашками, обшитыми кевларом(ткань для бронежилетов). Между пластмассовой внутреней чашкой и кевларом - прослойка из резины. Такая защита одевается ТОЛЬКО ПОД ОДЕЖДУ .

При падении на асфальт такая защита не рвет одежду, в отличие от традиционной, в которой жесткий пластик чашек мгновенно рвет ткань об асфальт.

Одежда для катания

Итак, коньки куплены и опробованы на родном паркете, защита приобретена и вы уже умеете затягивать липучки. Вы готовы выйти первый раз на улицу, возникает лишь один вопрос - что одеть на себя помимо коньков и защиты?!?

Что у нас на дворе? Рассмотрим варианты:

Сейчас разгар сезона (примерно с 15 мая по 5 сентября ) или зима и вы собираетесь кататься в Центре (в любом закрытом помещении), т.е. температура от + 15 . Если вы только начинаете кататься, то учтите - сначала придется затрачивать очень много энергии и сил на самые простые движения, соответственно тебе постоянно будет ЖАРКО !!!! Одежда должна соответствовать!

1. Самый верх. Сразу кататься в шлеме на фитнессах (особенно если вам больше 14 лет ) скорее всего не имеет смысла. Если вы катаетесь по прямой и не очень быстро, то вряд ли будете падать головой (я очень на это надеюсь :-)). Если хочется что-то надеть на голову, то пусть это будет бейсболка. Наверное, для девушек с длинными волосами имеет смысл исключить особо навороченные заколки для волос, чем больше волос и чем меньше железа - тем лучше! Даже если вы упадете, то копна волос под кепкой прекрасно самортизирует удар, и булавки не будут втыкаться в голову.

2. Просто верх. Свободная футболка совершенно любых размеров (хоть XXL ) и любых расцветок - классно! Короткая майка (для девчонок) - еще лучше. Плечами вы не обдеретесь - это точно. В "ночном" классно смотрятся футболки со светоотражающими вставками (любой рисунок, полоски, кусочки ткани) - и красиво, и вы становитесь более заметны на дороге, что тоже немаловажно.

3. Движемся дальше. Шорты - это, конечно, хорошо и сексуально. Но, учтите, падать (а без этого сложно обойтись) лучше на ткань, а не на родную шкурку. Опять же загар! Подумайте, как будут выглядеть ноги после целого дня на солнце - полоски загара между шортами и наколенниками, и между наколенниками и коньками :-). Рекомендуются широкие штаны или длинные шорты. Главное, чтобы были защищены бедра, было свободно и удобно кататься (попробуйте помахать ногами), было бы не жарко и под них влезала защита (сверху тоже можно, но когда штанины широкие, то это выглядит немного смешно, подумай сам(а))! Ткань - плотная, но легкая, т.е. джинса, "крупный" вельвет, тонкая "брезентуха". Совсем тонкая ткань рвется в первое же падение, в очень толстой будет жарко и неудобно. Цвет??? Смотрите сами! Белый? - до первого сопряжения с лавкой/деревом/коляской/милиционером/асфальтом! Стирать штаны после каждого катания надоест!!! Черный? - уже лучше, но на черной джинсе на уровне попы очень хорошо отпечатывается рельеф Нового Арбата и в нем жарко днем под солнышком! По моему скромному мнению - оптимальный вариант - все оттенки коричневого и зеленого. Это не страшно и не скучно! Учти, что разнообразить свой облик лучшим образом в любом случае максимально вы сможете за счет верха! Попой вы будете сидеть на травке и валяться около разных памятников во время фотографирования с друзьями.

В качестве альтернативы широким штанам можно рассмотреть СОВСЕМ узкие штанишки из различных эластичных материалов. Тоже нормально и опять же полезнее для девушек - бедра будут худеть в 1,5 раза быстрее! :-)

Юбка???? Смотрите сами: длинная и узкая - это совсем неудобно, невозможно даже сделать широкий шаг (на некоторых девиц просто больно смотреть!). Длинная и широкая - тоже нехорошо, может обмотаться вокруг ног. Оптимальный вариант, наверное, это что-то короткое и широкое, как в фигурном катании.

4. Носки. Здесь все очень индивидуально. Носки придется подбирать самому, т.к. тут все зависит от вашего валенка, маршрута, температуры, времени в пути, потливости и т.д.

Так, с теплым сезоном вроде бы разобрались. Второй вариант одежды для времени с начала по середину мая или сентябрь. Здесь не очень много изменений, имеет смысл добавить в гардероб куртку из какого-нибудь легкого, но плотного материала, т.к. во время езды она не нужна - все равно будет жарко даже в кофте, т.е. куртка в это время болтается в рюкзаке и не должна занимать много места. А вот во время остановки она тут же достается из рюкзака и натягивается на мокрую спину!

Сезон для любителей острых ощущений. Март-апрель и конец сентября-октябрь-начало ноября (да-да, бывают и такие психи:-)), естественно при наличии сухого асфальта.

1. Сверху прибавляется "теплая" бейсболка или любая шапка /+капюшон/, закрывающая уши и даже шарф! На самом деле нестись по городу на большой скорости или сидеть на травке по вечерам еще/уже очень холодно!

2. Майка, не закрывающая пупок, удлиняется до колена (шутка) и плавно переходит в любую кофту с длинными рукавами или свитер. Сюда же можно отнести и перчатки, которые натягиваются под защиту (подойдут любые шерстяные или матерчатые) или сверху (вместо), тогда они должны быть кожаные и на несколько размеров больше.

3. Штаны остаются на месте, единственно девушки могут добавить под них колготы, но это уже сильно зависит от температуры.

4. Носки тоже могут стать теплее, главное, чтобы они идеально обтягивали ноги и ничего не натерли!

Самое главное правило в выборе одежды - одеваться на сезон "холоднее". Если вы приехали кататься на ролах, а не валяться 3 часа на траве и пить пиво, то вам всегда будет тепло и даже жарко!

С одеждой, кажется, все. Теперь некоторые мелочи, которые могут очень сильно помешать или помочь (тут уж как повезет)!

Относительно покупки дорогих моделей джинсов и т.д. - смотрите сами. Что вы собираетесь делать - красоваться перед толпой поклонников попой в красивых штанах или кататься? Потом, дорогие вещи требуют к себе внимания, а думать во время езды о том, как бы тебе сберечь дорогущую футболку/штаны - это не очень удобно и будет отвлекать ваше внимание от более насущных вещей! Достичь максимальной красоты и эстетичности своего внешнего облика вы можете минимальными подручными средствами, не затрачивая больших средств. Ведь главное в роллере это сочетание красоты движения с гармоничной одеждой, так что чайник одетый с иголочки будет выглядеть хуже, чем красиво движущийся роллер в ничем не выделяющейся удобной одежде. Конечно, "бронксы" - это классно, но ведь можно стянуть старые классные широкие штаны у брата/папы/любимого человека/мужа/жены и т.д. и уж тогда кататься в них, прыгать, бегать и падать, не подсчитывая с тоской и тревогой их амортизацию!

Опять же надо учесть, что непременным атрибутом имиджа "крутого роллера" являются дырки и небольшие потертости на штанах, которые возникают в результате:

Самый главный друг и помощник - РЮКЗАК ! Лучше всего, если это специальный рюкзак для роллеров, т.е. в нем должно быть:

Существуют рюкзаки, которые оснащены дополнительными ремнями для того, чтобы можно было прикреплять ролики снаружи. Это, конечно, удобно, но только до первого дождя. Подумайте, как вы будете обматывать все это сооружение целлофановыми пакетами, чтобы спасти любимые подшипники и колеса :-) Два существенных недостатка любого рюкзака - это слабая вентиляция спины и его тяжесть. Если вы не можете покататься в спартанских условиях (т.е. без рюкзака вообще), то проблему вентиляции можно попробовать решить одевая рюкзак на одну лямку или периодически спускать рюкзак "в свободное болтание" на уровне попы.

Учтите, что разные мелочи типа ключей, очков, зажигалок, кошелька и т.д. и т.п. лучше хранить во внешних карманах рюкзака, они для этого и предназначены. Если все эти вещи будут находиться в кармане ваших штанов, не исключена возможность их потери при прыжках, приседаниях на траву, переворачиваниях и полетах через голову и т.д. Кроме того, мелкие железные/стеклянные предметы могут довольно ощутимо травмировать нежные части вашего тела при падении на них (представьте, что вы присели на любимые очки)!

Пейджер и сотовый телефон лучше всего прикреплять на ремень спереди. Во-первых, если не очень большая скорость, то можно сразу отреагировать, а не тянуться назад или засовывать руку в защите в карман, что не очень удобно. Во-вторых, если вы будете падать вбок или назад и там будет висеть коммуникативное устройство, то вы можете приземлиться непосредственно на него. А когда вы падаете вперед, то вы приземляешься на колени (в защите) и на руки (в ней же!), таким образом, все, что прикреплено на поясе остается в целости и сохранности!!

Обувь, т.е. то, что у вас на ногах, когда там нет роликов. Надеюсь, все согласятся, что удобнее всего в этом случае - кроссовки различных модификаций, цветов и производителей. Их достоинства - достаточно легкие и компактные, что очень важно. Вы же потащите их на своей спине и на достаточной большое расстояние на достаточно большой скорости! Девушкам можно, конечно, выйти из дома в босоножках на платформе, но тут надо подумать - как вы будете смотреться в такой обуви с большим роллерским рюкзаком, как много места займут эти каблуки в рюкзаке и как после 3-4 часов на роликах, когда хочется вытянуть ноги и расслабиться, вы опять наденете на ноги эти "колодки" и будешь ковылять к родному дому! Думайте сами!

Вот вроде бы и все... Успехов!

 


Использованы материалы сайта www.RolleR.ru

 


Hosted by uCoz